Главная > Статьи > Работа над речью
Направления работы над речью детей в возрасте от 2 до 3 лет
Ранний период развития ребенка, охватывающий возраст от 2 до 3 лет, традиционно рассматривается как фаза наибольшей сензитивности и интенсивности формирования когнитивных и речевых навыков. Данный этап является фундаментальной базой, которая оказывает существенное влияние на последующее развитие личности и коммуникативных способностей индивида.
Основной задачей данного возрастного периода является постепенная дифференциация и интеграция элементарных вербальных функций, что способствует формированию базовых коммуникативных компетенций. В рамках этой задачи особое внимание уделяется развитию слухового и зрительного восприятия, а также формированию пассивного и активного словаря.
Развитие понимания речи
- Формирование умения вслушиваться в речь:
- Развитие слухового восприятия.
- Воспитание навыка фиксации внимания на вербальных стимулах.
- Развитие зрительного внимания:
- Формирование способности к концентрации на зрительных объектах.
- Расширение пассивного словаря:
- Узнавание предметов по описанию.
- Формирование категорий: игрушки, предметы посуды, мебель, одежда, животные.
- Усвоение глагольного словаря:
- Образование глагольных форм единственного и множественного числа.
- Формирование предложных конструкций.
- Глаголы изъявительного наклонения третьего лица настоящего времени.
- Развитие понимания синтаксических структур.
- Формирование обобщающих понятий:
- Семья.
- Части тела и лица.
- Туалетные принадлежности.
- Одежда.
- Мебель.
- Обувь.
- Пища.
- Посуда.
- Домашние и дикие животные.
- Транспорт.
- Цветы.
- Насекомые.
- Понимание предложных конструкций:
- Использование предлогов «на», «в», «по», «у».
- Развитие понимания вопросов:
- Ответы на вопросы по предметным картинкам.
- Формирование антонимии:
- Понимание и развитие противоположных по значению прилагательных.
Воспитание общих речевых навыков
- Формирование подражательных способностей:
- Речь с движением.
- Пение распевок и припевов.
- Развитие речевого дыхания:
- Игра «Животик дышит».
- Формирование диафрагмального дыхания.
Работа над речевым дыханием
- Использование речевых подражаний (вокализаций):
- Плач куклы: «А-а-а».
- Гудение паровоза: «У-у-у».
- Ржание лошадки: «И-и-и».
- Рычание мишки: «О-о-о».
- Плач малыша: «Уа-уа-уа».
- Крик ослика: «Иа-иа-иа».
- Формирование слоговой структуры:
- Открытые слоги: «га-га-га», «ко-ко-ко».
- Закрытые слоги: «ам-ам-ам», «гав-гав», «топ-топ».
- Слоги со стечением согласных: «ква-ква».
- Формирование артикуляционных навыков:
- Гласные звуки: «а», «у», «и», «о». -
- Согласные звуки: «м», «м'», «п», «п'», «б», «б'», «т», «т'», «д», «д'», «н», «н'», «в», «в'», «ф», «ф'», «к», «к'», «г», «г'», «х», «х'», «с', «з', «ц».
Таким образом, ранний период развития ребенка является критически важным этапом, требующим комплексного подхода к формированию речевых навыков. Последовательная и целенаправленная работа в данном направлении способствует гармоничному развитию коммуникативных способностей и обеспечивает прочную основу для дальнейшего когнитивного и социального развития.
Отзывов нет. Вы можете быть первым, кто оставил отзыв.