Главная > Статьи > Что такое анскулинг и возможно ли обучать ребёнка без школы?
Что такое анскулинг и возможно ли обучать ребёнка без школы?
Аскулинг
Мы все хотим, чтобы наши дети стали успешными во взрослой жизни. Согласно словарю Ушакова, успех — это удачное достижение поставленной цели. Действительно, успешных людей отличает способность ставить перед собой цели, находить пути их достижения и следовать им. А способность видеть в своих ошибках новые возможности для развития и роста помогает таким людям снова и снова повторять попытки и достигать результата.
Способна ли общеобразовательная школа сделать из ребёнка успешного человека? Родители, практикующие анскулинг, считают, что нет.
Содержание:
- Что такое анскулинг? Нюансы и особенности
- Плюсы и минусы анскулинга
- Юридическая сторона вопроса
Что такое анскулинг? Нюансы и особенности
Анскулинг в переводе с английского означает дословно «не обучение в школе». Однако более интересен другой перевод — «нешколение». Слово «школение» разговорное, оно происходит от глагола «школить», что означает внушать кому-нибудь строгие правила поведения, дрессировать.
Анскулинг — это отказ от обучения по каким-то строгим правилам, следования заранее продуманной программе и проверки полученных знаний в виде аттестаций. Тогда не совсем понятно, как же ребёнок учится?
Здесь надо вспомнить про понятие «ведущая деятельность ребёнка». Вопрос ведущей деятельности исследовали советские психологи Леонтьев, Эльконин и Выготский. Это такая деятельность, за счёт которой максимально эффективно развиваются психические процессы и психологические особенности личности. Так, в раннем возрасте детей ведущей называют предметную деятельность, в дошкольном — игровую, а в младшем школьном — учебную.
Наверное, каждый дошкольник прибегает к маме с просьбой: «Поиграй со мной!» Потребность ребёнка в игре очевидна. Ровно так к 7 годам ребёнок, успешно прошедший все предыдущие уровни развития, должен хотеть учиться. Это заложено в нём природой. Именно поэтому мы отдаём детей в школу в этом возрасте. Однако школа не всегда способна поддержать в ребёнке это естественное стремление.
Анскулинг, напротив, максимально использует желание ребёнка учиться. Считается, что достаточно создать благоприятную среду, в которой ребёнок сам захочет получать новые знания. И следовать интересам ребёнка здесь и сейчас. И, конечно, исключить критику.
Мамы анскулеров так описывают этот процесс. Например, ребёнок увидел на YouTube ролик с химическим опытом. Он прибежал к маме и попросил провести такой же опыт дома. Мама просмотрела ролик, подготовила ингредиенты и повторила эксперимент вместе с ребёнком. Одновременно поясняя природу данного химического процесса. Ребёнок, увлечённый химией, начнёт задавать более сложные вопросы, ответов на которые у мамы уже нет. Тогда она найдёт дополнительные видео-материалы, учебники, энциклопедии или подберёт ребёнку кружок, где тот сможет сполна удовлетворить своё любопытство.
Родители анскулеров не являются заменой учителей. Они только помогают детям найти ответы на вопросы. А дети, сталкиваясь с чем-то новым и интересным в обычной жизни, учатся эти вопросы формулировать, работать с полученной информацией и применять её. Можно сказать, что анскулеров учит сама жизнь.
Плюсы и минусы анскулинга
Анскулинг — это метод обучения, при котором ребёнок получает знания только тогда, когда у него возникает интерес к определённой теме. Это позволяет ему лучше усваивать материал и добиваться значительных успехов.
В отличие от школы, где программа строго регламентирована и не всегда соответствует интересам детей, анскулинг позволяет сосредоточиться на том, что действительно важно для ребёнка. Это помогает избежать негативного отношения к учёбе и сохранить мотивацию.
Статистика показывает, что дети, обучающиеся по системе анскулинга, успешно сдают экзамены и поступают в вузы. Некоторые из них выбирают не тратить время на высшее образование, а сосредоточиться на курсах, которые помогут им в профессиональной деятельности.
Анскулинг также способствует социализации ребёнка. Дети, обучающиеся дома, обладают навыками, необходимыми для успешной жизни в обществе. Этому способствует наличие семьи, сверстников с общими интересами и авторитетных взрослых.
Однако анскулинг имеет и свои недостатки. Он требует от родителей определённых знаний и навыков, а также готовности поддерживать ребёнка в его стремлении к саморазвитию. Кроме того, не все дети могут успешно обучаться по такой системе, так как она требует высокой степени мотивации и самодисциплины.
Реальные истории о детях-анскулерах
Однажды ко мне на пробное занятие по ментальной арифметике привели девочку-подростка. Она оказалась очень способной ученицей: быстро освоила новую тему и разобралась в сложных аспектах счёта, на что у обычных детей обычно уходит больше времени. На мой вопрос, не отличница ли она, мама с удивлением ответила, что не знает, поскольку они уже несколько лет обучаются на дому. Мама также выразила желание узнать мнение со стороны о том, насколько её ребёнок успешен в рамках традиционной школьной системы.
Я обратила внимание, что девочка спокойно и с интересом воспринимала новую информацию, не боялась ошибаться. Её поведение сильно отличалось от поведения обычных школьников. Такое же поведение наблюдалось у другой моей ученицы, которая также обучалась на дому. Отсутствие стресса при выполнении заданий стало для меня важным плюсом такой формы обучения.
Однако позже я обнаружила один из минусов. Дети, освоившие тему, могли рассказать только конечный результат, не объясняя промежуточных шагов. В математике понимание последовательности действий важно для формирования логического мышления. Например, при умножении дробей ребёнок должен сначала применить правило сокращения, а затем дать окончательный ответ. Однако я заметила, что многие дети, обучающиеся на дому, не запоминают промежуточные этапы. Это может ограничить их способность решать новые задачи в будущем, так как они будут выбирать только знакомые методы.
Юридическая сторона вопроса
В России анскулинг как форма обучения без прямого участия школы невозможен. Согласно федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации», среднее общее образование является обязательным, и ответственность за его получение лежит на родителях. Это означает, что даже при анскулинге родители должны готовить ребёнка к итоговой государственной аттестации и, возможно, к промежуточным экзаменам. Такая подготовка может идти вразрез с интересами ребёнка и принципами анскулинга.
Ребёнок, обучающийся дома, будет находиться на семейном обучении, а ответственность за его знания и прохождение аттестации возлагается на родителей. При этом не имеет значения, каким образом были достигнуты результаты. Анна Беляева, практикующий педагог и основатель Образовательного пространства «Квазар», отмечает, что такой подход к обучению возможен, но не подходит всем семьям.
Важно учитывать образ жизни, взгляды на мир и особенности ребёнка. Необходимо осознанно подходить к выбору способа обучения, оценивая свои возможности и способности ребёнка. Анскулинг может быть подходящим вариантом для семей, которые больше ценят психическое здоровье ребёнка, чем получение обязательных знаний, установленных обществом и государством.
Отзывов нет. Вы можете быть первым, кто оставил отзыв.