Главная > Статьи > Кому нужна подготовка к школе
ЧТО ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ. КОМУ НЕОБХОДИМА ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ?
Что такое готовность к школе, исходя из требований современных школ различных программ (кроме коррекционных). Разведём 2 понятия — готовность к школе и подготовка к школе. Готовность к школе — это степень сформированности определённых качеств ребёнка для успешного обучения в школе. Подготовка к школе — это комплекс мероприятий, направленных на формирование готовности ребёнка к обучению в школе.
Прежде всего, готовность к школе включает в себя 3 блока, это — знания, общая информированность ребёнка 6–7 лет, поступающего в школу, психологическая готовность к школе, уровень физического здоровья. Эти 3 блока тесно связаны между собой, пересекаются друг с другом, но не всё так просто. Будем рассматривать первые 2 блока.
Итак, начнём с первого блока. При поступлении в школу ребёнок должен обладать следующими знаниями, умениями и представлениями.
- Развитие речи:
- уметь называть предмет, признак предмета и действия предмета;
- уметь выделят несколько признаков предметов, действий предмета или действий с предметом;
- составлять предложения из 3–4 предложенных слов;
- образовывать новые словосочетания (шапка из меха — меховая шапка, и т.д.);
- уметь давать краткое описание предметам и явлениям (лиса рыжая, живёт в лесу, хищное животное);
- самостоятельно составлять связный рассказ не менее, чем из 6–7 предложений (в том числе по картинкам и из личного опыта);
- пересказывать небольшие рассказы;
- знать и выразительно исполнять стихотворения;
- правильно употреблять слова в речи;
- использовать в речи антонимы (слова с противоположным значением, например: широкий — узкий, тёмный — светлый и т.д.);
- отгадывать загадки, объяснять смысл пословиц, понимать образные выражения.
- уметь продолжить предложение или фразу по смыслу.
- Грамота, чтение:
- знать и уметь писать печатные буквы русского алфавита;
- уметь отличать звуки от букв, правильно произносить звуки и буквы;
- определять количество слогов в словах;
- уметь отличать понятия звук, буква, слог, слово, предложение, текст;
- определять количество звуков в словах, место звука в слове, уметь выделять звуки из слов;
- уметь ставить ударение в словах, находить ударный гласный звук в слове и ударный слог;
- знать согласные и гласные звуки;
- знать по каким признакам отличаются гласные (ударные и безударные) и согласные звуки (мягкие-твёрдые, глухие звонкие);
- уметь анализировать звуковой состав слова (дифференцировать звуки в слове: гласный-согласный, ударный гласный-безударный, согласный: мягкий-твёрдый, глухой-звонкий — и помечать их при помощи фишек красного, зелёного и синего цветов; уметь определять количество букв и звуков в словах; знать, что гласные я, е, ё, ю обозначают 2 звука, если стоят в начале слова, после гласной или после разделительных ъ и ь знаков);
- знать, что согласные бывают парные и непарные; всегда твёрдые согласные: ж, ш, ц, всегда мягкие согласные: й, ч, щ; гласные а, о, у, ы, э обозначают твёрдость согласных;
- уметь делать слоговую схему слова и схему предложения;
- знать, как произносятся интонационно восклицательные, вопросительные и повествовательные предложения; соответственно, знать знаки препинания;
- уметь читать (минимум по слогам, желательно не менее 25 слов в минуту).
- Математика:
- уметь считать от 1 до 20 и обратно, восстанавливать числовой ряд, в котором пропущены некоторые числа;
- уметь находить соседей чисел в пределах 10–20;
- выполнять счётные операции в пределах десяти, увеличивать/уменьшать количество предметов "на один", "на два";
- знать понятия "больше-меньше-поровну";
- уметь делать равными неравные группы предметов, уменьшая или увеличивая одну из групп;
- знать простые геометрические фигуры, уметь составлять аппликации из геометрических фигур;
- уметь сравнивать предметы по длине, ширине и высоте;
- уметь поделить предмет (круг, квадрат) на две/три/четыре равные части;
- уметь писать печатными цифрами;
- уметь соотносить графический образ цифры с количеством предметов;
- знать и уметь пользоваться знаками "+,-, =", "<,>";
- уметь решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10;
- понимать, из каких чисел состоят все числа от 1 до 10 (состав чисел в пределах 10).
Желательно знать:
- уметь считать до 100 единицами и десятками;
- понимать, из каких чисел образуются двузначные числа второго десятка и остальные двузначные числа в пределах 100;
- уметь сравнивать множества, отличать множество и его части;
- уметь пользоваться линейкой (измерять стороны геометрических фигур, чертить отрезок заданной длины).
- Окружающий мир:
- знать название своего города, края, страны, столицы страны, президента, флаг страны;
- знать название нашей планеты;
- знать название основных профессий, объяснить, чем характерны эти профессии;
- называть времена года, части суток, дни недели в последовательности;
- знать в последовательности времена года и месяцы;
- отличать хищных животных от травоядных, домашних от диких знать и отличать обитателей леса, пустыни, водоёмов;
- уметь правильно называть животных и их детёнышей (овца-ягнёнок, лошадь — жеребёнок, корова — телёнок, собака-щенок и т.д.);
- знать и отличать перелётных птиц от зимующих;
- отличать садовые деревья от полевых;
- отличать деревья от кустарников;
- называть разные явления природы;
- уметь определять время по часам;
- уметь отличать понятия: век, год, месяц, время года, день недели, время суток, число; уметь пользоваться календарём;
- знать виды транспорта.
- Навыки владения рукой и письмом:
- правильно держать ручку и карандаш в руке;
- проводить непрерывные прямые, волнистые, ломаные линии;
- обводить по контуру рисунок, не отрывая карандаша от бумаги;
- уметь рисовать по клеточкам и точкам;
- уметь дорисовать отсутствующую половину симметричного рисунка;
- копировать с образца и самостоятельно рисовать геометрические фигуры;
- уметь продолжить штриховку рисунка;
- уметь писать печатные буквы и цифры,
- уметь вырезать по контуру, пользоваться ножницами.
- Общие представления:
- знать свои ФИО и ФИО своих родителей, уметь рассказать, где и кем работают родители;
- знать свой точный адрес;
- знать свою дату рождения, в какое время года родился;
- уметь отличать и называть основные цвета (желательно знать последовательность расположения цветов в радуге и знать из каких цветов образуются оттенки цветов);
- знать понятие и уметь определять право-лево, верх-низ, за, над, перед, после, возле, в и т.д.;
- уметь ориентироваться на листе бумаги и клетки (правый верхний, левый нижний угол и т.д.);
- знать основные правила этикета (здороваться, прощаться, уметь спрашивать, просить, благодарить, обращаться ко взрослым на "Вы" и т.д.);
- знать основные правила дорожного движения.
- Представления о школе:
- знать когда ребёнок пойдёт в школу (в какое время года и дату);
- знать, для чего ребёнку нужно идти в школу, ем занимаются в школе;
- знать, сколько ребёнку будет лет на момент поступления в школу;
- знать основные школьные принадлежности уметь объяснить, для чего они;
- знать понятия учитель, ученик, урок, перемена, звонок;
- знать правила поведения в школе.
Теперь мы перейдём ко второму важному блоку готовности к школе — это психологическая готовность к школе. Что она включает в себя, и почему она так важна? Есть дети, которые имеют осведомлённость по многим вышеперечисленным представлениям, умеют читать и писать, но если у ребёнка не развит в достаточной степени какой-то из компонентов психологической готовности к школе, то это сказывается на результате поступления-непоступления ребёнка в школу, на его успеваемость в дальнейшем, на желание учиться и многое другое.
Рассматривая составные части психологической готовности ребёнка к школе, вы будете понимать важность развития каждой из частей, и на что может повлиять их недоразвитие.
Л.А. Венгер, советский психолог, доктор психологических наук сказал однажды: "Быть готовым к школе — не значит уметь читать, считать и писать. Быть готовым к школе, значит, быть готовым всему этому научиться". Что же значит быть готовым учиться (уметь учиться). В каком-то смысле психологическая готовность к школе — это и есть умение учиться. Такая готовность включает в себя следующие компоненты.
- Познавательная готовность:
- общая интеллектуальная готовность, развитые память (описывать по памяти картинку, запоминать 8–10 простых картинок из 10, 8–10 слов из 10, запомнить предложение из 5 слов и повторить его), восприятие (воспринимать и замечать предметы полностью и его части, детали), внимание (концентрировать внимание на задании не менее 15 минут, находить 10 отличий на картинках, копировать в точности узор или движение), мышление, логика (находить и объяснять несоответствия на рисунках, находить и объяснять отличия и сходства между предметами, находить лишний предмет и классифицировать по общему признаку, уметь сравнивать предметы, находить закономерности. Сложить из конструктора фигуру по образцу, складывать пазлы самостоятельно, проводить аналогии, восстанавливать последовательность событий), речь (смотрите информацию выше), воображение;
- развитый фонематический слух (необходим для того, чтобы ребёнок в школе писал грамотно, без ошибок, не пропускал буквы в словах);
- развитая крупная и мелкая моторика, общее психомоторное развитие ребёнка.
- Личностная готовность:
- мотивация (сформированный познавательный интерес к учёбе);
- самооценка (положительное представление о себе и умение переживать неудачу).
- эмоциональное развитие (уметь выражать, контролировать свои эмоции, уметь считывать эмоции других людей);
- внутренняя позиция школьника (понимает свой новый социальный статус и то, что в школу он идёт учиться, а не играть).
- Волевая готовность:
- произвольность поведения, саморегуляция (ребёнок понимает, что ему нужно будет выполнять разные задания в школе — интересные и не столь привлекательные; подчиняет свои импульсивные желания необходимости учиться);
- произвольность психических функций (внимание направляет не только на то, что его привлекло, но и на то, что требует от него учебный процесс и учитель; готов запоминать необходимую информацию, а не только то, что привлекло его внимание и т.д.);
- целеполагание, умение достигать результата, умение контролировать процесс, проводить проверку и сверять полученный результат на правильность.
- Коммуникативный компонент готовности к школе:
- умение взаимодействовать, сотрудничать со взрослыми (слушаться, обращаться, спрашивать; остерегаться чужих взрослых на улице);
- умение общаться со сверстниками (в паре, группе; умение знакомиться, легко вступать в контакт, умение пригласить в игру, умение разрешать конфликтные ситуации, уметь бесконфликтно отстаивать свои границы и не нарушать чужие, учитывать свои интересы и интересы группы, уметь договариваться);
- умение слушать собеседника;
- умение выражать свои мысли и свою точку зрения. Если психологически ребёнок не готов к школе, то шансы на успешное и лёгкое обучение значительно снижаются.
Кому необходимы занятия по подготовке к школе
Сейчас в детских садах существуют подготовительные группы, где специалисты подготовят вашего ребёнка к школе. Однако занятия по подготовке к школе необходимы, если:
- ребёнок не ходил в детский сад;
- вы замечаете и у вас есть предположения, что у ребёнка не сформирован достаточно один из вышеперечисленных компонентов или подпунктов (так как в садике в группах занимаются много детей и воспитателям часто не удаётся уделить внимание каждому ребёнку);
- ваш ребёнок прошёл диагностику готовности к школе, и выяснялось, что ребёнку требуются дополнительные занятие по подготовке к школе;
- ваш ребёнок имеет сложности и трудности в овладении познавательным материалом; имеет низкую концентрацию внимания, малый объём памяти, трудности с запоминанием рассказов и трудности с пересказом и т.д.);
- у ребёнка недостаточно развитая речь;
- у ребёнка трудности с коммуникацией (с родителями, взрослыми, сверстниками);
- у ребёнка слабо развит волевой и личностный компоненты (часто не слушается, нет желания заниматься, не хочет идти через год в школу, низкая самооценка, не умеет справляться с неудачами, не умеет достигать результата и поставленной цели);
- ребёнок пережил психологическую травму (травмы), находится в состоянии стресса (это влияет на умственную деятельность, коммуникацию и в общем на желание учиться),
- ребёнок перенёс травмы или операции на головном мозге,
- имеет неврологические заболевания, ММД (минимальные мозговые дисфункции), симптомы гиперактивности, задержки психического развития.
Вот основные составляющие готовности ребёнка к школе. Зная эти составляющие, вам, родителям, будет легче понять, какие компоненты готовности к школе сформированы у вашего ребёнка, а над какими ещё стоит потрудиться и к чему стремиться.
Диагностику готовности ребёнка к школе стоит проводить не перед поступлением в школу, а минимум за год до школы, так как при возможном выявлении трудностей и недостаточном развитии одного из компонентов готовности к школе у вас и ребёнка будет время, чтобы позаниматься, подготовить ребёнка и успешно перед школой пройти психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК).
Отзывов нет. Вы можете быть первым, кто оставил отзыв.