Главная > Статьи > Развитие ребенка в 7 лет
Готовимся поступать в школу: что должен уметь ребёнок в 7 лет?
И вот ребенку уже 7 лет. Уже скоро его ждут огромные перемены в жизни — школа и всё, что связано с учёбой, — и эти перемены заметно отражаются на развитии и поведении младшего школьника.
В семь лет ребенок уже сам осознает все перемены, происходящие с ним. Он меняется в физиологическом и психологическом отношении, становясь больше похожим на взрослого человека.
Начинается школьная жизнь — дети готовы отказаться от игры как от основной формы деятельности. И если первоклассников в основном волнует новизна школы, то их родителей больше тревожит вопрос, что должен уметь ребёнок в 7 лет, чтобы адаптация к учёбе прошла легко?
Содержание:
- Возрастные особенности детей 6-7 лет
- Знания и умения семилетнего ребёнка
- Физические показатели и двигательная активность
- Развитие речи
- Чтение
- Интеллектуальное развитие
- Когнитивное развитие
- Эмоциональная сфера и социальные навыки
- Самостоятельность в быту
- Психология ребёнка в 7 лет
- Режим дня и питания
- Признаки задержки развития
- Как помочь развитию ребёнка?
Возрастные особенности детей 6-7 лет
Возрастные особенности ребёнка к 7 годам связаны с физическими и психическими изменениями, интеллектуальным и эмоциональным развитием. Семилетние дети хорошо осознают принадлежность к собственному полу: мальчики и девочки в этом возрасте отличаются уже не только разной одеждой.
Основные возрастные особенности
К основным особенностям развития детей в 7 лет можно отнести следующие факторы:
- тело ребёнка по строению становится похожим на тело взрослого человека соответствующего пола;
- заметно укрепляются мышцы — семилетки могут заниматься почти любыми видами спорта;
- младший школьник хорошо знаком с окружающим миром и может многое о нём рассказать;
- связная речь, достаточно большой словарный запас;
- хорошо развитый самоконтроль.
Девочки в 7 лет
Семилетние девочки лучше владеют устной речью, чем их сверстники мужского пола. Они легко справляются с выражением мыслей с помощью слов, используют в речи сложные предложения, уместно применяют эмоционально окрашенные прилагательные и наречия.
Обычно в первом классе девочки адаптируются лучше мальчиков: школьницы соблюдают дисциплину и следуют установленным правилам.
Физически семилетние девочки уступают ровесникам, что учитывается и школьной программой: уже в первом классе для девочек нормативы по физкультуре установлены ниже, чем для их одноклассников.
Мальчики в 7 лет
У мальчиков к семи годам речь сформирована достаточно хорошо, но всё же немного хуже, чем у девочек. Семилетним мальчикам бывает сложно полно выразить мысль, их словарный запас меньше, чем у ровесниц.
Зато уже с первого класса мальчики демонстрируют отличное пространственное восприятие, опережая одноклассниц в решении задач с геометрическими фигурами и лучше выполняя задания по технологии.
Мальчики подвижнее девочек, им сложно быть дисциплинированными. Но если семилетним мальчикам терпеливо напоминать о правилах поведения в школе, из них получаются вполне усидчивые ученики.
Знания и умения семилетнего ребёнка
В возрасте семи лет новые знания и навыки ребёнка не только повод для гордости мамы и папы. Старших дошкольников ожидает первый в жизни экзамен — тестирование при поступлении в первый класс.
Что должен знать и уметь ребёнок по ФГОС?
Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта, ребёнок, поступающий в школу, должен знать:
- свои личные данные: имя и фамилию, адрес, имена и фамилии родителей;
- о сменах периодов времени: названия времени суток, дней недели, месяцев;
- как устроен окружающий мир: называть распространённые профессии, знать несколько видов животных и растений.
Помимо этих базовых знаний ребёнок должен владеть и некоторыми умениями:
- самостоятельно одеваться и раздеваться;
- уверенно держать ручку, проводить на бумаге линии, не отрывая руки;
- изображать на бумаге простые геометрические фигуры: квадрат, треугольник, круг.
Что нужно знать перед школой?
Требования ФГОС — это перечень только основных знаний и умений, которыми должен владеть каждый будущий школьник. В школах с будущими первоклассниками проводят тестирования, определяющие готовность конкретного ребёнка к учёбе.
По результатам тестов выявляют интеллектуальную, речевую и психологическую готовность ребёнка, и вопросов в тестах гораздо больше, чем в рамках требований ФГОС.
Возможные задания и вопросы для ребёнка на собеседовании перед поступлением в первый класс:
- найти отличия на двух картинках;
- составить короткий рассказ по предложенной картинке;
- рассказать любое стихотворение наизусть;
- найти отгадки на предложенные загадки;
- развернуто рассказать о своих представлениях о школе: о школьных правилах и для чего нужна школа вообще;
- называть обобщающие понятия для разных объектов: например, стол, кресло, стул — это мебель; лев, тигр, волк — это дикие животные.
Читайте также: Развитие ребенка в год
Физические показатели и двигательная активность
Нормы веса и роста для семилетних детей устанавливают стандарты ВОЗ: средний вес в 7 лет — 23 килограмма, средний рост — 121 сантиметр. Если ваш ребёнок весит меньше 20 или больше 27 килограммов или его рост меньше 115 сантиметров, посоветуйтесь с педиатром. При необходимости детский врач даст рекомендации по изменению режима дня и питания.
Читайте также: Что должен уметь ребенок в 2 года
Двигательная активность к семи годам увеличивается за счёт окрепших мышц и суставов. Навыки, свидетельствующие о нормальном развитии семилетки:
- может пройти по бревну, удерживая равновесие;
- кувыркается;
- намечает цель для попадания мячом, попадает в эту цель;
- быстро бегает, при необходимости легко меняет траекторию бега;
- перепрыгивает через не слишком высокие препятствия.
Физиологическое развитие
Физиологическое развитие ребёнка в 7 лет уже достаточное для того, чтобы младший школьник мог справиться с необходимыми нагрузками. Опорно-двигательный аппарат семилетки выдерживает и тяжёлый рюкзак, и длительное нахождение в сидячем положении. Мышцы становятся крепче: в начале учебного года первоклассник ещё может жаловаться на усталость рук от долгого письма, но спустя несколько месяцев мышцы руки укрепляются настолько, что ребёнок не чувствует дискомфорта даже при долгом выполнении письменных заданий.
Развиваются отделы центральной нервной системы, но в целом нервная система сформирована не полностью, из-за чего у семилетних детей недостаточно быстрая реакция. Области головного мозга функционируют уже как у взрослого человека, и ребёнку доступны любые — даже самые сложные — эмоции.
Развитие речи
Речевое развитие напрямую связано с работой пальцев рук. У первоклассников, выполняющих много письменных заданий, заметно улучшается речь, могут даже исчезнуть некоторые речевые нарушения именно благодаря активной работе пальцев.
В норме ребёнок с хорошо развитой речью в 7 лет должен уметь:
- составить рассказ по картинке или серии картинок, используя 6–8 развернутых предложений;
- рассказать, как прошёл день, не путая последовательность событий и делая акцент на запомнившихся деталях;
- пересказывать небольшой текст своими словами;
- правильно отвечать на вопросы, связанные с прочитанным текстом;
- понимать суть загадок, стараться угадать правильный ответ.
Семилетний ребёнок в среднем знает около 5000 слов родного языка, активно использует в речи 1500–2000 слов.
Для развития речи важно осознанное чтение. Даже в школе при проверке техники чтения оценивают не только то, сколько слов прочитал ученик, но и достаточно ли хорошо он понял прочитанное.
Чтение
Навыки чтения, которыми должен владеть ребёнок перед поступлением в первый класс:
- знание алфавита;
- знание гласных и согласных букв и умение их различать;
- умение придумать несколько слов, начинающихся с одной буквы.
В первом классе проверяют технику чтения. В разных школах нормы могут отличаться, но в среднем к концу учебного года ребёнок должен читать не менее 30 слов в минуту.
Читайте также: Резвивающие занятия с ребенком 3 лет
Интеллектуальное развитие
Знания и навыки ребёнка, соответствующие нормам умственного развития в 7 лет:
- считает до десяти и обратно;
- знаком с геометрическими фигурами, может сам изобразить их на бумаге;
- читает по слогам;
- знает и не путает понятия «справа», «слева», «вверху», «внизу»;
- распознает и называет разные цвета и их оттенки, например, отличает светло-зеленый цвет от темно-зеленого;
- может перечислить правила дорожного движения для пешеходов;
- сосредотачивается на одном и том же занятии на 30 минут и дольше;
- старается перерисовать картинку максимально близко к оригиналу;
- раскрашивает рисунки, не выходя за контур и хорошо сочетая цвета;
- самостоятельно создаёт поделки из бумаги, пластилина, природных материалов;
- с помощью инструкции собирает пазлы и конструкторы со множеством деталей.
Когнитивное развитие
В 7 лет у детей возрастают осознанность и разумность, когнитивные способности в этом возрасте заметно прогрессируют. Семилетние дети впервые начинают мыслить, опираясь на логику, а не на ассоциации, и такой способ мышления тоже отражается на всех когнитивных способностях ребёнка.
Память
Память семилетнего ребёнка развита хорошо, если он умеет:
- запоминать и рассказывать наизусть стихи длиной 8–12 строк;
- вспоминать, что было изображено на увиденной картинке, рассказывать об увиденном;
- рассказывать о ярких моментах собственной жизни по просьбе других людей или по своему желанию.
В 7 лет у детей сформирована произвольная память: они могут запоминать информацию целенаправленно, даже если эта информация не представляется интересной. В этом же возрасте у ребёнка начинает формироваться опосредованная память — запоминание с помощью схем, символов и других похожих средств.
Мышление
Умения семилетнего ребёнка с развитым по возрасту логическим мышлением:
- замечает и пробует объяснить сходства и различия предметов;
- распределяет похожие предметы по группам, исключает лишний предмет: например понимает, что берёза лишняя в группе цветов;
- находит ответы к логическим задачкам, соответствующим возрасту.
Внимание
К началу школьной жизни у ребёнка формируется произвольное внимание. Первоклассник удерживает внимание на предмете, если это необходимо, даже если предмет ему неинтересен.
Длительность концентрации внимания к семи годам составляет 30–40 минут, но не менее 20 минут непрерывно. Если ребёнок не может сконцентрироваться, отвлекаясь каждые 5–10 минут, можно попробовать приучить его быть внимательным, занимаясь вместе интересными делами по 20–30 минут не прерываясь.
Эмоциональная сфера и социальные навыки
Семилетний ребёнок начинает испытывать новые и сложные для него эмоции: может очень стесняться или обижаться, испытывать сильную гордость за себя. Волна новых ощущений влияет и на поведение младшего школьника: он может стать раздражительным или манерным, скрытным или излишне разговорчивым.
Ребёнок в 7 лет осознает и принимает роль школьника. Ему не всегда сразу удаётся наладить отношения с одноклассниками, особенно нелегко в этом отношении застенчивым детям. Задача семьи и педагога — решать проблемы в общении между детьми сразу, в более позднем возрасте это сделать сложнее.
Часто семилетние дети стараются казаться взрослее, чем они есть на самом деле: прилежно учатся, подчеркивают статус школьника, охотно общаются с одноклассниками во внеурочное время. Семилетний ребёнок может очень зависеть от одобрения со стороны родителей, учителей, других детей.
Самостоятельность в быту
В 7 лет ребёнку доступны многие навыки самообслуживания: сына или дочь можно подключать к бытовым делам как полноценных помощников. В быту и самообслуживании семилетки умеют:
- самостоятельно одеваться и раздеваться, не путаясь в пуговицах, застёжках и шнурках;
- следить за своими вещами: аккуратно развешивать, определять, что нужно постирать;
- собирать школьный портфель;
- наводить порядок в своей комнате: подметать, протирать пыль, застилать кровать;
- мыть посуду.
Психология ребёнка в 7 лет
В психике семилетнего ребёнка происходят большие изменения: у него формируется самооценка под влиянием прежних авторитетов (родителей) и нового авторитетного взрослого (учителя). Младший школьник уже не так безоговорочно уверен в правоте взрослых, как раньше, и может сомневаться в услышанном, особенно если авторитетные взрослые противоречат друг другу.
В 7 лет формируется личность ребёнка. Он начинает анализировать собственные действия и чувства, ставит цели и старается их достичь.
Игра по-прежнему занимает важную роль в психологическом развитии младшего школьника, хотя и становится менее значимой по сравнению с учёбой. В свои играх дети могут воспроизводить довольно сложные сюжеты, связанные со взаимоотношениями людей.
Нередко родители первоклассников сталкиваются с кризисом семи лет, выраженном в изменении поведения ребёнка. Ещё вчера послушный и ласковый малыш вдруг становится капризным: грубит, спорит и даже кривляется.
Режим дня и питания
Чёткий распорядок дня особенно важен для первоклассников: режим помогает снизить у ребёнка такие неприятные проявления, как гиперактивность, быстрая утомляемость, ухудшение памяти.
Примерный режим ребёнка в 7 лет:
07:00 | Пробуждение |
07:10 | Гигиенические процедуры, завтрак |
07.30 | Сборы и дорога в школу |
08:00–13:00 | Учебное время, включающее одноразовое или двухразовое питание |
13:30 | Возвращение домой |
14:00 | Обед дома |
14:30 | Дневной сон или прогулка |
15:30 | Самостоятельные игры или игры с родителями, друзьями |
16:00 | Выполнение домашнего задания |
17:00 | Полдник |
17:30 | Прогулка или игры дома |
19:00 | Общение и занятия с родителями |
19:30 | Ужин |
20:30 | Гигиенические процедуры |
21:00 | Отход ко сну |
Семилеткам необходимо спать не менее 10 часов в день. Многие семилетние дети отказываются от дневного сна, но некоторым ребятам ещё нужно поспать днём, чтобы восстановить силы.
Оптимальное количество приёмов пищи для первоклассника — 5 раз в день. В меню ребёнка должны входить овощи, фрукты, мясные блюда, молочные продукты. Первокласснику обязательно нужно завтракать: даже если у ребёнка нет аппетита утром, попробуйте предложить ему одно из любимых блюд.
Признаки задержки развития
Признаки, которые могут свидетельствовать о задержке психического развития у семилетних детей:
- полное неумение контролировать своё поведение;
- повышенная агрессивность или, наоборот, чрезмерная застенчивость;
- неспособность сосредоточиться на занятиях хотя бы на 20 минут беспрерывно;
- пройденный материал не откладывается в памяти;
- проблемы с речью: очень бедный словарный запас, неумение составить даже короткий устный рассказ.
Причины задержки развития бывают разными, и помочь справиться с проблемами могут только квалифицированные детские врачи.
Как помочь развитию ребёнка?
Родители могут своими силами помочь ребёнку, если начнут развивающие занятия ещё до поступления в школу. Для развития дошкольника и младшего школьника подойдут такие способы:
- Совместное с родителями изучение окружающего мира, основ чтения и математики. Можно решать кроссворды и логические задачки, читать книги и обсуждать их, проводить простые физические и химические опыты.
- Физические упражнения. Например, зарядка, прогулки, семейные спортивные мероприятия.
- Посещение театров, музеев, выставок для развития у дошкольника эстетического вкуса.
Подготовка дошкольника
Навыки, которым стоит научить ребёнка до поступления в первый класс:
- считать в пределах десяти;
- сравнивать количество предметов в разных группах, оперируя понятиями «больше» и «меньше»;
- уметь решать простые примеры на сложение и вычитание;
- знать алфавит;
- описывать картинки, придумывать к ним истории.
Игры
Игры для развития и развлечения семилетних детей:
- любые подвижные игры на улице;
- шашки, домино, шахматы — игры, отлично развивающие логическое мышление;
- настольные игры, развивающие внимательность, логику, усидчивость;
- любые игры со словами: например классические «Города» и «Эрудит»;
- игры, связанные с творчеством: лепка из пластилина, рисование, создание поделок.
Тест на определение уровня развития
Чтобы определить, соответствует ли развитие ребёнка семилетнему возрасту, предложите ему ответить на несколько вопросов:
- Ты хочешь пойти в школу? Почему?
- Как проходят уроки в школе?
- Что такое домашние задания и для чего они нужны?
- Назови свои имя и фамилию, имена и фамилии мамы и папы.
- У тебя есть брат или сестра? Старше или младше тебя и на сколько?
- Назови свой адрес.
- Расскажи, что ты знаешь о временах года.
- Что делает на работе учитель? А врач?
- Расскажи, кем работают твои родители, чем они занимаются на работе.
- Покажи правую и левую сторону, верх и низ.
Если ребёнок ответил верно на пять или меньше вопросов, стоит восполнить все пробелы в знаниях до начала учебного года.
У семилетнего ребёнка и его родителей могут возникнуть разные сложности, связанные с началом школьной жизни и кризисом семи лет. Но даже если сейчас вам очень сложно, будьте уверены, что сложности со временем пройдут. Тёплые отношения в семье, поддержка и помощь родителей обязательно помогут вашему ребенку преодолеть все кризисы и легко адаптироваться к школе!
Отзывов нет. Вы можете быть первым, кто оставил отзыв.