г. Королёв, ул.Исаева, д.7

мы на карте

Время работы:

пн - пт: 09.00 - 20.00
сб: 09.00 -15.00
вс: выходной

Главная > Статьи > Развитие речи у детей дошкольного возраста

Речь. Детское словотворчество.

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста.

Для нас очевидно, что большую часть слов ребенок заучивает путем подражания: "Дай-дай", - обращается к годовалому сынишке мать и берет у него из рук игрушку; "дай-дай" - повторяет малыш. "Киса, это - киса",- показывает на кошку взрослый; "ки-и" - как эхо, отзывается ребенок.

Но если внимательно прислушаться к детской речи, мы заметим множество слов, которые малыши как будто не могли заимствовать у нас, взрослых.

Дима 3 лет 2 месяцев стоит с отцом в зоологическом саду перед вольерой, в которой помещается несколько птиц разных пород, и, показывая то на одну, то на другую, добивается: "Ну, папа, как ее зовут?"

Папа пожимает плечами и молчит. Тогда Дима дергает его за рукав, решительно объясняет: "Та, бошая, называется бабука, а маленькая - кука. Запомнишь?" - и идет дальше, очень довольный, что оставил позади не каких-то неизвестных птиц, а совершенно определенных: куку и бабуку.

Мама похвалила пятилетнюю Марину за то, что она сама додумалась подмести пол и вытереть пыль: "Ты у меня совсем самостоятельная стала". Девочка очень серьезно посмотрела на мать и ответила: "Я не только самостоятельная - я и самолежательная и самосидетельная!"

Появление таких новых слов в речи детей и называют словотворчеством.

Словотворчество составляет одну из важнейших особенностей развития речи ребенка. Это явление изучали как у нас в стране (Н. А. Рыбников, А. Н. Гвоздев, К. И. Чуковский, Т. Н. Ушакова и др.), так и за границей (К. и В. Штерны, Ч. Болдуин и др.). Факты, собранные многими исследователями - лингвистами и психологами, показывают, что первые годы жизни ребенка являются периодом усиленного словотворчества (Некоторые родители не отмечают словотворчества у своих детей Это объясняется, скорее всего, тем, что они недостаточно внимательно относятся к речи своих детей). При этом оказывается, что некоторые "новые" слова наблюдаются в речи почти всех детей (например, "всехний", "всамделишний"), другие же встречаются у одних детей и не отмечаются у других ("мама, ты моя мояшечка!", "какой ты диктун, папа!" и т. д.).

К. И. Чуковский подчеркивал творческую силу ребенка, его поразительную чуткость к языку, которые выявляются особенно ярко именно в процессе словотворчества. Н. А. Рыбников поражался богатством детских словообразований и их лингвистическим совершенством; он говорил о словотворчестве детей, как о "скрытой детской логике, бессознательно господствующей над умом ребенка".

Что же представляет собой эта удивительная способность ребят создавать новые слова? Почему взрослым словотворчество так трудно, а дети радуют, смешат и удивляют нас множеством новых слов, 7 по всем законам языка, которым ребенок, в сущности, еще только-только начинает овладевать? Наконец, как объяснить словотворчество наряду с той стереотипией усваиваемых ребенком речевых шаблонов, о которых мы уже довольно подробно говорили? Попробуем разобраться в этих вопросах.

Прежде всего посмотрим, как проявляется словотворчество в речи малышей.

Здесь интересно привести некоторые наблюдения психолога Т. Н. Ушаковой, которая много сделала в изучении словотворчества детей.

Т. Н. Ушакова выделяет три основных принципа, по которым дети образуют новые слова: а) часть какого-нибудь слова используется как целое слово ("осколки слов"); б) к корню одного слова прибавляется окончание другого ("чужие" окончания) и в) одно слово составляется из двух ("синтетические слова").

Вот примеры, взятые из работы Т. Н. Ушаковой:

"Слова-о с к о л к и":

  1. Лепь (то, что слеплено): "Мы лепили-лепили, и получилась лепь" (3 года б месяцев).
  2. Пах (запах): "Бабушка, чем это пахнет, какой здесь пах?" (3 года 6 месяцев).
  3. Прыг (прыжок): "Собака прыгнула большим прыгом" (3 года 10 месяцев).
  4. Дыб (существительное от наречия "дыбом"): "Твои волосики стоят дыбом".- "Это дыб?" (4 года 11 месяцев).

Прибавление к корню "чужого" окончания:

  1. Пургинки (снежинки): "Пурга кончилась, остались только пургинки" (3 года 6 месяцев).
  2. Рваность (дырка): "Я не вижу, где на кофточке рва-ность" (3 года 8 месяцев).м 3. Светло (свет): "На полу кусочек светла" (3 года 8 месяцев).
  3. Помогание (помощь): "Самому одеваться, без помогания?" (3 года 8 месяцев).
  4. Правдун (говорящий правду): "Я - правдун!" (4 года).
  5. Пахнота (запах): "Зачем меня водите в эту пахноту?" {4 года 7 месяцев).
  6. Сухота (сухость): "Вы знаете, что бегемоты могут умереть от сухоты?" (5 лет).
  7. Бурота (существительное от прилагательного "бурый"): "Это бурый медведь - смотри, какая бурота" (5 лет 10 месяцев).
  8. ИмЕтель (тот, кто имеет): "Я иметель сала" (6 лет).
  9. Страшность (страшное): "Не рассказывайте про ваши страшности" (6 лет).

"Синтетические слова":

  1. ВорунИшка - вор и врунишка (3 года 6 месяцев).
  2. Бананас - банан и ананас (3 года 9 месяцев).
  3. Вкуски - вкусные куски (4 года).
  4. Бабезьяна - бабушка обезьяны (4 года).

В наших наблюдениях за развитием речи детей мы заметили, что они часто используют "синтетические" глаголы и прилагательные. Например, говорят "ледоколить" (в значении "использовать ледокол для раскола льда"), "почайпить" (то есть выпить чай), "огромадный" (от "огромный" и "громадный" — "дом такой большой, просто огромадный!"), "мапин" (о принадлежности ребёнку к семье), "всехлюдная" (о том, что воспитательница общая для всех детей).

Понять, как возникают "слова-осколки", довольно просто. А. Н. Гвоздев обратил внимание на то, что, начиная говорить, ребёнок сначала как бы "вырывает" из слова ударный слог. Например, вместо слова "молоко" он произносит только "ко", позже — "моко" и, наконец, "молоко". Вот откуда появляются "осколки слов" в речи детей раннего возраста.

Ещё один распространённый способ создания новых слов — присоединение к корню "чужого" окончания. Эти слова звучат весьма необычно: "пургинки", "добрость", "умность", "пахнючий", "радованье" и многие другие. Мы, взрослые, не используем такие слова в своей речи, но если присмотреться внимательнее, то можно заметить, что именно от нас дети получают образцы для таких словообразований. Поэтому и здесь в конечном итоге действует механизм подражания.

Например, слово "пургинка" ребёнок создал по образцу слова "снежинка". А разве мало в русском языке слов, похожих на "горькоту" и "буроту"? Достаточно вспомнить "глухоту", "дурноту", "тесноту" и множество аналогичных слов. Ребёнок придумал слово "умность" (например, "Коты первые по умности") — а разве он не слышал слов "глупость", "слабость", "робость" и так далее?

Интересно отметить, что новые глаголы дети обычно образуют с помощью присоединения "чужих" приставок. Налить, набрать, накидать — это наши "взрослые", обычные слова, а вот новые детские глаголы: набулькать, напирожить ("Вот набулькаю полную бутылку и уйду", "Спасибо, я уже полный живот напирожила").

В некоторых случаях малыш, услышав какую-то словесную форму, сразу же подражательно создаёт новую. Например, мама говорит: "Какое это наказанье, что из-за кашля ты не можешь идти в садик". "А для меня это не наказанье, а вовсе радованье", — отвечает пятилетняя дочка. В подобных случаях подражательное происхождение нового слова очевидно. Однако в большинстве случаев образец, по которому создаётся новое слово, был усвоен ребёнком ранее, и поэтому для окружающих людей "новое" слово ребёнка становится откровением.

Интересно также посмотреть, как создаются "синтетические слова". В таких словах, как "ворунишка", "бананас", "огромадный", происходит сцепление тех частей слова, которые звучат сходно: вор — врунишка, банан — ананас, огромный — громадный и так далее.

Иначе соединяются те слова, которые звучат различно, но постоянно применяются вместе, например, слова "чай" и "пить" (получается глагол "чайпить"), "вынь" и "возьми" ("выньми мне занозу"), "все люди", "всех людей" (всехлюдная), "в самом деле" (всамделишный). Эти слова строятся по тому же принципу, что и "синтетические слова" взрослых: колхоз, совхоз, самолёт, всеобщее и множество подобных им. В такой форме словотворчества тоже проявляется значение речевых шаблонов, которые ребёнок постоянно слышит.

Словотворчество, как и усвоение обычных слов родного языка, имеет в своей основе подражание тем речевым стереотипам, которые дают детям окружающие люди. Ни одно "новое" детское слово нельзя считать абсолютно оригинальным — в словаре ребёнка обязательно есть образец, по которому это слово и построено. Таким образом, усвоение речевых шаблонов и здесь является основой. Использование приставок, суффиксов, окончаний в новых словах детей всегда строго соответствует законам языка и грамматически всегда правильно — только сочетания неожиданны. В этом отношении совершенно правы те, кто подчёркивает тонкое чувство языка у детей.

Но это же тонкое чувство языка отличает весь ход формирования детской речи, оно не проявляется только в словотворчестве. Более того, если рассматривать детское словотворчество не как отдельное явление, а в связи с общим развитием речи ребёнка, то напрашивается вывод о том, что в основе его лежат не особые творческие силы ребёнка, а, напротив, ярко выраженная стереотипия работы его мозга. Главный механизм здесь — выработка речевых шаблонов (шаблоны наиболее затверженных глагольных форм, склонения имён существительных, изменения имён прилагательных по степеням сравнения и так далее) и широкое использование этих шаблонов. Образец для "создания" нового слова может быть дан сейчас, а может быть усвоен ранее, но он всегда есть.

Когда дети достигают примерно пятилетнего возраста, их словотворчество начинает угасать. Всё реже и реже вы слышите "новые" слова. Почему это происходит? Иссякают творческие способности ребёнка? Но ведь мы уже говорили, что речь идёт не о творчестве, а об общих принципах развития речи. Просто к пяти годам малыш уже прочно усвоил те обороты речи, которые используют взрослые, теперь он тонко выделил различные грамматические формы и стал свободно ориентироваться в том, какую из них и когда нужно применить. Так исчезают "моя мояшечка", "плохайка" и другие удивительные слова, которые придают такую прелесть речи маленького ребёнка.

Итак, словотворчество на определённом этапе развития детской речи представляет собой закономерное явление и выражает недостаточное овладение разнообразием грамматических форм родного языка; в основе его лежат те же принципы работы мозга, что и в основе прямого усвоения того словесного материала, который мы сознательно даем нашим детям.

Вероятно, эти выводы звучат убедительно.

Отзывов нет. Вы можете быть первым, кто оставил отзыв.

Оставить отзыв
Имя*:
E-mail*:
код подтвержденияобновитьдругая
Введите код с картинки (русскими буквами и цифрами)*:

Текст отзыва*
(теги и ссылки запрещены, комментарии модерируются):

список

© 2005- Детский центр «СОЛНЫШКО»

+7 (925) 907-81-33

г. Королёв, ул.Исаева, д.7

Пользуясь сайтом, Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности

Развивающие занятия для детей

Запись на занятия

Фамилия *:
Имя*:
Телефон*:
Имя, возраст детей, желаемая группа:
Введите код с картинки код подтвержденияобновить

Отправляя данные, Вы соглашаетесь с "Политикой конфиденциальности"