Главная > Статьи > Ребенку 5 месяцев
Что должен уметь ребёнок в 5 месяцев?
Скачки развития ребенка в 5 месяцев
Развитие ребёнка в 5 месяцев должно быть направлено на поддержание физических навыков, укрепление мышечного корсета и подталкивание к ползанию. В этот период меняется поведение, кормление и распорядок дня малыша, у которого начинают или уже продолжают резаться зубы.
Содержание:
- Физическое развитие
- Что должен уметь делать ребёнок в 5 месяцев?
- Когда нужно беспокоиться?
- Как помочь в развитии своему ребёнку?
Физическое развитие
В младенчестве девочка отстаёт от мальчика по всем параметрам. Мальчик в среднем больше на 0,5 кг и выше на 2-3 см. Разница между разнополыми сверстниками сохраняется в первый год жизни, а после — стирается.
Нормы физических показателей для пятимесячных детей:
Показатель | Значение |
---|---|
Рост | 64-66 см |
Вес | 6,9-7,5 кг |
Окружность головы | 41,5-42,5 см |
Окружность грудной клетки | 43-44 см |
Физические способности
Кости более упругие и пропорциональные, чем раньше. Благодаря этому тактильные ощущения становятся хорошо развитыми. В этот период пищеварительная система уже адаптировалась к пище, поэтому кишечные колики практически исчезают. Дети, которые кроме смесей и грудного молока начали получать прикорм, испражняются не больше 1-2 раза в сутки. Консистенция кала разная и зависит от типа кормления.
Обильно выделяется слюна из-за прорезывания первых молочных зубов, которое может длиться до года и дольше. При этом дёсна набухают, может подниматься температура и увеличиться выделение слизи в носу.
Читайте также Скачки роста у грудничков
Что должен уметь делать ребёнок в 5 месяцев?
К этому возрасту ребёнок:
Ранее полученный физический навык, который может проявиться и в 5 месяцев | Новый навык |
---|---|
Приподнимает голову лёжа на животе | Узнает маму и близких людей |
Обхватывает рукой мамину грудь или бутылочку во время кормления | Осознанно провожает взглядом исчезающие из поля зрения предметы |
Смеется и улыбается в игре | Переворачивается с живота на бок или спину |
Гулит | Захватывает и крепко держит в руках игрушки |
Пытается приподняться лёжа на животе, опираясь на ладони | Принимает предметы из протянутой руки взрослого |
Нараспев гулит, произнося новые для него звуки | |
Реагирует на потешки и песни | |
Подолгу рассматривает красочные узоры |
Физические возможности и рефлексы
Ребёнок уже не лежит спокойно, а активно познаёт своё тело и проверяет его возможности. Он не только балансирует, лёжа на животе, а приподнимает вверх согнутые ноги и руки. Появляются разгибательно-толкательные движения, подготавливающие неокрепшее тело к ползанию.
Малыш уже держит голову ровно, находясь на руках или лёжа на животе. При подъёме на руках у мамы его голова не запрокидывается назад. К этому времени рефлексы новорождённого угасают.
Интеллектуальное развитие ребёнка
Период с 4 до 6 месяцев называют псевдоречевым. Дети произносят нелокализованные и крайне неопределённые по артикуляции звуки. Они также отличают большой палец от других и начинают его активно задействовать в играх.
Восприятие мира
Глазные мышцы полностью сформированы, благодаря чему малыш с удовольствием разглядывает всё вокруг и следит за перемещающимися объектами. Он эмоционально реагирует на своих и чужих, встречая первых улыбкой, а вторых — слезами или неподдельным испугом на лице.
Пятимесячный ребёнок начинает различать голоса, выделяя в первую очередь голос мамы из общего шума. Он начинает реагировать на звуки, источник которых может находиться на расстоянии 5-6 метров.
Режим дня, сон и питание
Жизнь ребёнка в 5 месяцев подразумевает 6-разовое кормление, 2-3 разовый дневной сон и 1-2 прогулки на свежем воздухе. В каждой семье свой распорядок дня, но вы можете взять за ориентир следующий пример:
Время | Занятие |
---|---|
6:00 | Подъём |
6:00-7:30 | Гигиенические процедуры и кормление |
7:30-9:00 | Сон после завтрака |
9:00-10:00 | Кормление |
10:00-12:30 | Прогулка или сон |
12:30-14:00 | Кормление, игры, гимнастика или другие упражнения |
14:00-16:30 | Прогулка или сон |
16:30:17:30 | Кормление, экскурсия по дому или прослушивание музыки |
17:30-19:30 | Сон |
19:30-20:00 | Кормление |
20:00-20:30 | Чтение книг вслух или малоподвижные игры |
20:30-21:00 | Купание и подготовка ко сну |
21:00 | Сон, который может прерваться на 1 одно кормление |
Кроме молочных смесей и грудного вскармливания малыш может получать другую еду. О введении раннего прикорма нужно посоветоваться с педиатром на плановом осмотре.
Врачи рекомендуют начинать прикорм, если вес не соответствует норме, ребёнок мучается запорами и часто срыгивает от жидкого кормления. Разрешено давать овощные и фруктовые пюре, соки и каши. Этих продуктов достаточно до полугода.
5 месяцев — возраст, когда малыша можно знакомить с:
- кабачками;
- цветной капустой;
- брокколи;
- картофелем;
- зелёным яблоком.
Не спешите давать ярко окрашенные овощи и фрукты. Аллергию часто вызывает морковь и тыква.
Равномерно увеличивайте порцию, начиная с ¼ чайной ложки в день, потом переходите на ½ чайной ложки и доводите прикорм до 100 г к концу 5 месяца.
Зелёное яблоко лучше давать в запечённом виде, а не в пюре. Используйте собственноручно приготовленное пюре или купленное в магазине. Если готовите сами, то по максимуму используйте сезонные овощи. Если покупаете баночки в супермаркете, обращайте внимание на их срок годности.
Уход за ребёнком в 5 месяцев
Родители должны заниматься с малышом гимнастикой и купать его.
Список ежедневных процедур:
- Чистить носик.
- Протирать кожу в ушной раковине и за ушами фланелью, смоченной водой.
- Подмывать попу и гениталии тёплой водой.
- Припудривать высыпания на коже присыпкой.
- Умывать лицо и ручки, протирая их мягкой влажной салфеткой.
- Менять подгузники после каждого испражнения.
- Вечером полностью купать малыша в течение получаса. В ванночку можно добавлять отвары таких лекарственных трав как ромашка, чабрец или череда. Развлекать его можно игрушками.
Состригайте ногти не реже 2 раз в неделю, а также очищайте поверхность любимых игрушек. Деревянные, резиновые и пластиковые игрушки обдавайте кипятком.
Мнение Евгения Комаровского
Доктор Комаровский считает, что развитый ребёнок в пять месяцев должен эмоционально реагировать на происходящее, активно исследовать пространство, пытаться перевернуться и гулить. Ему необходим постоянный контакт со взрослыми посредством разговора, чтения вслух или прослушивания музыки. В этом возрасте можно вводить прикорм, предлагая съесть протёртую пищу.
Доктор Комаровский предлагает 10 простых правил прикорма, которые следует соблюдать:
От чего нужно оградить малыша?
Интерес к окружающему миру чреват травмами из-за падений и ударов о мебель. Не оставляйте ребёнка одного во время игр.
С введением прикорма могут возникнуть проблемы с пищеварением. К ним добавятся капризы, температура и плохой сон, которые вызваны прорезыванием зубов.
Никто не застрахован от перечисленных проблем, но к ним можно и нужно готовиться. Обезопасьте дом, убрав бьющиеся предметы со столов и полок. Ограничивайте движение ребёнка, обложив со всех сторон участок пола подушками. Если играете с ним на диване или кровати, не оставляйте его одного. Одними подушками в этом случае не обойтись. Он может упасть на пол и получить травму. Поставьте дома манеж для игр. Купите прорезыватель для зубов и гель для дёсен, снимающий боль, оказывающий антибактериальный эффект и способствующий заживлению десен.
Когда нужно беспокоиться?
Если ребёнок отстаёт в развитии, родители замечают нарушения движений, отсутствие интереса к окружающему миру и реакции на смену цветов или звуков. Внимательно следите за малышом, прежде чем бить тревогу и бежать к педиатру. Проводите с ним больше времени, чтобы подмечать малейшие изменения в его поведении.
Тревожиться нужно, когда пятимесячный ребёнок:
- не произносит простейших слогов и согласных. Его речь состоит из протяжных гласных. Он не пытается произносить новые звуки, а продолжает гулить, как в 4 месяца;
- не пытается подтягиваться или переворачиваться со спины на живот, когда взрослый ему помогает;
- не оборачивается и не меняется в лице, когда тихий разговор меняется эмоциональными высказываниями;
- не стягивает ткань, закрывающую глаза, в положении лёжа на спине. В норме он должен попытаться убрать то, что мешает его зрению;
- не сопротивляется, когда у него пытаются забрать игрушку. Дети в этом возрасте крепко держаться и не отдают предмет, когда его вырывают из рук;
- не может обхватить руками мяч, протянутый взрослым;
- не проявляет интереса к новым появившимся предметам в поле зрения. Если перед малышом невзрачный предмет, он должен быстро переключиться, завидев яркую игрушку;
- не следит глазами за мамой, передвигающейся по комнате, и смотрит в одну точку;
- не может держать голову. Она повисает, когда его приподнимают за ручки из положения лёжа в положение сидя;
- не может расслабить мышцы самостоятельно. Гипертонус корректируется гимнастикой и лечебным массажем.
Заметив нарушения, необходимо проконсультироваться с педиатром!
Как помочь в развитии своему ребёнку?
Оставьте стремление вырастить гения с пелёнок и займитесь физическим, сенсорным, эмоциональным и речевым развитием малыша. Разнообразьте свой распорядок дня занятиями, направленными на получение новых навыков. Особенность всех игр в их простоте и лёгком освоении. Необязательно делать все упражнения и игры в один день. Ежедневно занимайтесь с малышом гимнастикой.
Посмотрите видео с пошаговой инструкцией:
Физическое развитие
Спустя час после кормления положите ребёнка на фитбол или большой мяч животом или спинкой, придерживая его за руки. Медленно раскачивайте мяч из стороны в сторону, или двигаясь по кругу. Если фитбола нет, делайте пассивную гимнастику через поглаживание круговыми движениями, растирание или разминание мышц.
Хорошее упражнение для укрепления мышечного корсета ребёнка и поддержания пресса мамы: лягте на спину и посадите малыша на живот, облокотив его о ноги, согнутые в коленях. Оторвите от пола лопатки и держите голени параллельно полу. Придерживая руками ребёнка, раскачивайтесь из стороны в сторону. В таком же положении можно выполнять скручивания, чтобы подкачать пресс.
Стимулируйте ползание, ежедневно выполняя его имитацию вместе с крохой. Положите ребёнка на живот, а под него свою левую руку. Правой рукой поддерживайте согнутые в коленях ножки. Приподнимайте ребёнка левой рукой, а правой выталкивайте его вперёд. Так можно проползти метр, главное, регулярно повторять это упражнение.
В пятый месяц жизни кроха на животе раскачивается из стороны в сторону. Его движения похожи на плавание. Его можно положить на ровную поверхность и окружить с разных сторон различными игрушками. Он будет стараться до них дотянуться, вытягивая ручки вперёд и пытаясь проползти до места, где находится предмет.
Речь и мелкая моторика
Разминайте пальчики и кисти рук, а также проводите экскурсию по дому, показывая предметы и описывая их названия, цвет, форму. Набейте тканевый мешочек гречкой, чтобы стимулировать нервные окончания на подушечках пальцев.
Развесьте по дому разноцветные картинки или расставьте книжки, на которых изображен 1 или 2 персонажа. Носите ребёнка на руках, останавливаясь перед ними. После того, как назовете, кто изображен на картинке, отойдите на пару шагов в сторону и произносите название нарисованного персонажа ещё раз. Ребёнок может искать глазами и оборачиваться назад, чтобы найти ранее увиденного героя.
Мышление
Выберите музыкальную игрушку с кнопками, нерезкой мелодией и умеренным светом. Пальцем малыша поочередно нажимайте на разные кнопки с паузой в несколько секунд, чтобы он смог заметить разницу между звуками.
Игра «Ку-ку» поможет предсказывать исход действий. Закрывая своё лицо руками на глазах у ребёнка, а затем отводя руки в сторону, произнесите «ку-ку». Сначала ребёнок смеётся, но с взрослением перестаёт бурно реагировать, потому что уже догадывается, чем все кончится.
Восприятие
Малыш познает мир, рассматривая, прикасаясь, кусая и облизывая различные предметы. Поддержите его в этом начинании, сделав сенсорную коробку из подручных средств. Возьмите тазик, кастрюлю или картонный коробок с высокими бортиками. Заполните его различными крупами, макаронами, изюмом, орехами, пуговицами, лоскутами разных тканей и другими предметами. Они должны отличаться формой, размером и текстурой. Ребёнок может пересыпать или выбрасывать за борт содержимое сенсорной коробки, поэтому будьте готовы к беспорядку.
Создавайте с малышом первые шедевры. Простелите на пол клеёнку или газеты, чтобы не испачкать его. Подготовьте банку с акварелью и белые листы. Сядьте на пол и посадите ребёнка перед собой. Обмакните его пальчик в краску и приложите его к бумаге. Кроме пальца можно полностью окрасить ладонь и сделать первые отпечатки малыша на память. Если он всё тянет в рот, то вместо краски можно использовать фруктовое или овощное пюре. Рисовать им не получится, но несколько клякс на бумаге вы оставите.
Пятимесячный ребёнок становится более активным в познании мира. К уже приобретённым навыкам добавляются новые. В кормлении появляется прикорм, количество которого увеличивается к 6 месяцу. Развитие ребёнка должно быть направлено на укрепление мышц и тактильных ощущений.
Отзывов нет. Вы можете быть первым, кто оставил отзыв.