Главная > Статьи > Календарь скачков развития ребёнка
Календарь скачков развития ребёнка
Скачки в развитии и росте
Первый год жизни ребенка — это очень важный и сложный период как для него самого, так и для его родителей. В это время ребенок быстро меняется физически и психологически, что может быть очень трудно как для малыша, так и для взрослых. Например, у ребенка режутся зубы, у него могут быть проблемы с животиком, он учится есть, и все это может сильно утомлять родителей. К тому же, дети часто капризничают, плохо спят и не хотят оставаться в своей кроватке.
Эти трудности обычно связаны с так называемыми "скачками развития" или "скачками роста". Это временные периоды, когда ребенок быстро растет и развивается. В такие моменты дети могут становиться более чувствительными и капризными, у них могут меняться привычки и поведение.
Исследования показывают, что такие скачки происходят примерно каждые 6-8 недель в первый год жизни ребенка. Они могут длиться разное время и быть более или менее интенсивными в зависимости от особенностей ребенка и условий его жизни.
Содержание статьи скачки роста:
- Что такое скачки развития и скачки роста ребёнка?
- 1 Скачок роста: 5 недель (до 1,5 месяца)
- 2 Скачок развития: 8–9 недель (~2 месяца)
- 3 Скачок роста: 12 недель (~3 месяца)
- 4 Скачок роста: 15–19 неделя (3,5–4 месяца)
- 5 Скачок роста: 23–26 неделя (5–6 месяцев)
- 6 Скачок развития: 34–37 неделя (~8 месяцев)
- 7 Скачок роста: 42–46 неделя (10–10,5 месяцев)
- 8 Скачок роста: 51–55 неделя (1 год)
- 9 Скачок роста: 60–64 неделя (~1 год и 2 месяца)
- 10 Скачок роста: 71–75 неделя (~1 год и 4 месяца)
- Скачки развития ребёнка до года и после: итоговая таблица
- Как помочь ребёнку пережить скачки развития до года?
- Часто задаваемые вопросы родителей
Вот несколько признаков того, что у ребенка начался скачок развития:
- Ребенок чаще капризничает и раздражается.
- Он может плохо спать и просыпаться чаще обычного.
- Ребенок может не хотеть оставаться один в кроватке.
- Ему нужно больше обниматься и чувствовать себя рядом с родителями.
- Он может быть более чувствителен к изменениям вокруг, например, к громким звукам или новым людям.
Родители могут испытывать трудности в такие периоды, но есть несколько советов, которые могут помочь:
- Создайте для ребенка стабильный распорядок дня. Это поможет ему чувствовать себя увереннее.
- Больше обнимайте и ласкайте ребенка. Это поможет ему чувствовать себя защищенным.
- Будьте терпеливы. Капризы и раздражительность в такие моменты — это нормально.
- Если у вас возникают серьезные трудности, обратитесь к врачу. Он может дать полезные советы.
Скачки развития или скачки роста — это естественный этап в жизни каждого ребенка. Понимание того, что происходит с вашим малышом, и знание простых способов помочь ему, могут сделать этот период легче и для вас, и для ребенка.
Что такое скачки развития и скачки роста ребёнка?
Что такое скачки развития с технической точки зрения, очевидно из названия. Это этап в жизни ребёнка, во время которого уровень его физического развития колоссально увеличивается за короткий срок, то есть совершает скачок. У малышей до года такие скачки случаются едва ли не каждый месяц. В этот момент перестраивается работа внутренних органов ребёнка, а сам он осваивает новые навыки.
Как отмечают эксперты, это первый этап скачков развития. Всего же таких этапов специалисты выделяют три. Следом за изменением поведения начинается стадия освоения навыка — ребёнок пытается научиться делать что-то новое. Как правило, в этом процессе участвуют родители и другие члены семьи. Они помогают малышу правильно выполнить незнакомое ему действие. На третьем этапе ребёнок оттачивает навык самостоятельно. Ему уже не требуется помощь взрослого для выполнения задачи.
Всего за первые полтора года у ребёнка случается 10 скачков физического развития. Ниже мы расскажем подробно о каждом из них.
Скачок № 1: 5 недель (до 1,5 месяца)
Так называемый скачок новых ощущений. В этот момент новорождённый учится рассматривать предметы на расстоянии. Если до этого он мог рассмотреть только то, что находится не дальше 30 сантиметров от него, то теперь ему под силу частично осмотреть помещение.
Также в период первого скачка грудничок осознаёт и запоминает простейшие цепочки «действие – последствие». Например, берут на руки — будут кормить, кричу — приходит мама.
Читайте также: развитие ребенка в 1 месяц
Частые признаки:
- Плаксивое поведение без объективных причин.
- Беспокойство, суетливость.
- Смещение периодов сна и бодрствования.
- Тяга ребёнка к нахождению на руках, увеличение времени кормления.
Скачок № 2: 8–9 недель (~2 месяца)
Период освоения осознанных взаимодействий с окружающим миром. Малыш пробует контролировать своё тело. В особенности это касается лица и мимики.
В это время грудничок начинает активно «разговаривать», проявлять разные эмоции в присутствии родителей. Можно заметить, что его движения становятся более осознанными. В это же время появляется первая сознательная улыбка.
Ребёнок учится показывать, что проголодался. Он осознанно толкает предметы руками и ногами, самостоятельно держит и по собственному желанию поворачивает голову.
Ещё один важный навык — ребёнок учится различать голоса людей. При этом он активно корчит рожицы.
Частые признаки:
- Учащается плач без причины.
- Малыш просыпается посреди «долгого» сна.
- Ребёнок чаще просит грудь, но не ест.
- Младенцу быстрее обычного надоедают игры с родителями.
- Ребёнок чаще просится на руки и как будто стесняется при появлении посторонних.
Скачок № 3: 12 недель (~3 месяца)
В этом возрасте ребёнок, выражаясь фигурально, начинает различать полутона жизни. Он впервые понимает, что у голосов мамы и папы бывает разный тон, а их тела занимают разные положения. В этот же скачок развития ребёнок учится замечать и анализировать данные от всех органов чувств.
В 12 недель малыш может уверенно стоять на ножках при поддержке взрослых. Он осваивает навык хватания предметов двумя руками и последующего препровождения этих предметов в рот. На этом этапе ребёнок активно гулит и оглаживает личико ручками.
Частые признаки:
- Повышается потребность в присутствии родителей.
- Малышу некомфортно при посторонних. Если дома гости, он ведёт себя стеснительно, на руках предпочитает быть у членов семьи.
- Ребёнок чаще сосёт пальцы, просит грудь или бутылочку.
- Грудничок может часто просыпаться.
- В некоторых случаях малыш становится более тихим, часто просто лежит и рассматривает всё вокруг тебя.
Читайте также: Развитие ребенка в 3 месяца
Скачок № 4: 15–19 неделя (3,5–4 месяца)
Сейчас ребёнок постепенно понимает, что он сам влияет на происходящие с ним события. Он постепенно улавливает и запоминает взаимосвязи между уже знакомыми ему действиями.
Малыш учится выполнять подряд несколько задач с одним и тем же предметом. Например, не только брать погремушку, но и трясти её. Многие родители отмечают, что именно в этом возрасте у грудничка появляется игрушка-фаворит. Она вызывает больше всего эмоций.
В тот же период ребёнок совершает первые попытки поползти, сесть и произнести первые слоги. Это ещё не членораздельная речь и не заветное «мама», но сознательные шажочки в этом направлении.
Признаки:
- Частые ночные пробуждения.
- Трудности при дневном укладывании.
- Малыш хуже удерживает голову.
- Вялость и капризность.
- Ребёнок хуже ест, аппетит снижен.
- Младенец чаще требует соску или бутылочку, сосёт палец.
Скачок № 5: 23–26 неделя (5–6 месяцев)
В этом возрасте ребенок начинает понимать, что между ним и разными предметами есть расстояние. Он учится ползать, чтобы добраться до интересных ему вещей. Если предмет слишком далеко, малыш может заплакать от того, что не может его достать. Это показывает, что он начинает испытывать эмоции, такие как разочарование.
Ребенок также начинает понимать слова. Он может различать, когда ему говорят "да" или "нет". Он узнает лица своих родителей и начинает привязываться к ним. Малыш может подпевать музыке и двигаться в такт с ее ритмом. Это показывает, что у него начинают развиваться музыкальные способности.
Частые признаки:
- Нарушения или регресс сна.
- Ребёнок предпочитает проводить время с мамой, избегая других.
- Капризы во время переодевания и манипуляции слезами.
- Особый интерес к мягким игрушкам.
Скачок № 6: 34–37 неделя (~8 месяцев)
Когда ребёнок маленький, он начинает учиться понимать мир вокруг себя. Он может группировать вещи и действия по общим признакам. Например, если у двух предметов есть что-то общее, он может их объединить. Это помогает ему лучше понимать мир и запоминать новые вещи.
Также ребёнок начинает узнавать себя. Например, он может увидеть своё отражение в зеркале и понять, что это он. Это говорит о том, что он начинает осознавать, кто он такой.
Кроме того, ребёнок учится говорить. Он может называть разные предметы и объяснять, что они означают. Это помогает ему общаться с другими людьми и лучше понимать их.
В играх ребёнок тоже начинает учиться. Он может играть в "дочки-матери" и изображать, как он заботится о своих игрушках или как он помогает маме. Это помогает ему научиться понимать чувства других людей и быть более чутким.
И ещё, ребёнок начинает делать что-то сам, даже на короткое время. Это даёт родителям возможность немного отдохнуть, например, выпить чаю, пока ребёнок занят своими делами.
Частые признаки:
- Капризы и переменчивость настроения.
- Поведенческий откат — малыш ведёт себя как несколько месяцев назад.
- Ребёнок отдаёт предпочтение мягким игрушкам — взаимодействие с ними снижает стресс.
- Сын или дочь могут стать более ласковыми в надежде добиться своего.
Скачок № 7: 42–46 неделя (10–10,5 месяцев)
Когда ребёнок растёт, он учится выполнять обычные действия каждый день. Эти действия помогают ему развивать основные навыки, которые важны для его дальнейшего развития. В определённый момент дети начинают делать большие успехи в освоении движений и речи. Они учатся говорить простые слова, такие как «дай» или «мама», что показывает, как они развивают словарный запас.
В то же время дети начинают использовать жесты, чтобы общаться без слов. Они могут показывать на части своего тела, что говорит о том, что они учатся лучше понимать себя и своё тело. Также дети начинают заботиться о себе, например, могут есть ложкой и быть осторожными с горячей едой. Это показывает, что они развивают контроль над своими движениями и умение оценивать ситуацию.
Кроме того, дети начинают выполнять более сложные действия, которые требуют координации. Например, они могут использовать лопатку, чтобы насыпать песок в ведро, или собирать пирамидку из кубиков. Эти действия помогают им развивать пространственное мышление и умение планировать свои действия.
Частые признаки:
- Повышенная потребность во внимании мамы.
- Капризы и сопротивление нежелаемым действиям.
- Вялое состояние.
- Малыш перебирает разные модели поведения, пытаясь добиться выполнения своей «хотелки» от родителей.
Скачок № 8: 51–55 неделя (1 год)
Этот скачок, скорее, относится к умственному, а не физическому развитию. Однако освоение интеллектуальных навыков сказывается на объёме физических возможностей малыша.
Так, в течение 8-го скачка ребёнок обучается основам планирования. Это куда более сложный концепт, чем простое сопоставление «действие – последствие». Например, ребёнок уже может самостоятельно продумать план одевания: какую вещь взять сначала, как её надеть, что взять потом. Он сам приносит нужные элементы гардероба, коробку с вещами. Малыш с интересом принимает участие в уборке своих игрушек, рисует с родительской помощью.
Частые признаки:
- Капризное, плаксивое поведение.
- Ребёнок переходит в режим «маминого хвостика» — всюду ходит за мамой и стремится к тому, чтобы она всегда была в поле зрения.
- Снижение аппетита.
- Ухудшение сна.
Скачок № 9: 60–64 неделя (~1 год и 2 месяца)
В этом возрасте ребёнок проходит очередную стадию сепарации с родителями, в первую очередь — с мамой. Сейчас он уточняет комфортную для него дистанцию с членами семьи, как физическую, так и психологическую.
Также малыш проверяет на прочность границы своих родителей и устанавливает собственные принципы. В связи с этим дети в этом возрасте часто, что называется, «идут в отказ». На подавляющее большинство просьб и предложений ребёнок громко и уверенно отвечает: «Нет!». Не исключены эпизоды ревности и жадности — малыш стремится всё делать самостоятельно.
Частые признаки:
- Негативизм — отказ от всех предложений, жадность, ревность.
- Нарушения сна и аппетита.
- Немотивированная слезливость.
- Стеснительность при посторонних.
Скачок № 10: 71–75 неделя (~1 год и 4 месяца)
Сейчас ребёнок постепенно осознает, что мир — сложное место, полное тонкостей. Он знакомится с понятиями «моё» и «не моё», «я» и «не я».
У малыша появляются первые приятельские социальные связи — он учится сопереживанию и состраданию, формирует первые нормы морали и совести.
Частые признаки:
- Ухудшение сна и аппетита.
- Малыш не хочет играть один, требует, чтобы в процессе принимали участие родители.
- Скачки настроения и поведения.
- Привязанность к маме — ребёнку нужно, чтобы она всегда была рядом.
Скачки развития ребёнка до года и после: итоговая таблица
Номер скачка | Период в неделях | Период в месяцах | Название | Характеристика |
---|---|---|---|---|
1 | 5 недель | До 1,5 месяца | Новые ощущения | Ребёнок рассматривает предметы дальше 30 см от себя. Знает базовые последовательности. |
2 | 8–9 недель | ~2 месяца | Осознанные действия | Первые попытки контроля своего тела, особенно мимики. Первая улыбка. Малыш держит головку. |
3 | 12 недель | ~3 месяца | Осознание перемен | Ребёнок умеет различать голоса мамы и папы. Может опираться на ножки с поддержкой родителей. |
4 | 15–19 неделя | 3,5–4 месяца | Освоение пространства | Ребёнок понимает, что может влиять на события. Первые попытки ползти и сидеть. Первые сознательные слоги. |
5 | 23–26 неделя | 5–6 месяцев | Осознание дистанции и лиц | Малыш узнаёт родителей в лицо. Осознаёт понятие дистанции. Распознаёт простые интонации. |
6 | 34–37 неделя | ~8 месяцев | Общие признаки | Малыш умеет определять общие признаки. Узнаёт себя в зеркале. Может ненадолго занять себя сам. |
7 | 42–46 неделя | 10–10,5 месяцев | Первые слова и последовательные действия | Ребёнок говорит простые слова. Знает и показывает части тела. Может выполнить простые действия. |
8 | 51–55 неделя | 1 год | Планирование и цели | Ребёнок учится составлять план. Например, сначала надеть колготки, потом штаны. Помогает в уборке. |
9 | 60–64 неделя | ~1 год и 2 месяца | Границы и принципы | Ребёнок проверяет ваши границы и устанавливает свои принципы. Отвечает на всё «нет» и «я сам». |
10 | 71–75 неделя | ~1 год и 4 месяца | Сложный мир | Ребёнок осознаёт тонкости мира. Учит понятия по типу «моё/твоё». Формирует нормы морали и совести. |
Как помочь ребёнку пережить скачки развития до года?
Главный помощник в кризисный период — родительское спокойствие. Помните о том, что малыш не специально выводит вас из себя, а переживает очень сложный период. Он не может понять, что с ним происходит, не может ничего контролировать и не может выразить свои чувства словами.
Ещё одно существенное подспорье — рутина и ритуалы. Постарайтесь до наступления скачка наладить режимы сна и питания. Это поможет ребёнку прожить непростое время более мягко.
Почаще берите малыша на руки. Контакт «кожа к коже» успокаивает младенцев. Не бойтесь таким образом избаловать ребёнка — это не более чем необоснованный миф. Тактильное взаимодействие с родителями не делает ребёнка избалованным, капризным или невоспитанным.
Также поможет негромкая музыка или белый шум. В периоды бодрствования малыша попробуйте класть недалеко от него игрушки — тогда он сможет самостоятельно взаимодействовать с ними и переключать внимание.
Часто задаваемые вопросы родителей
Можно ли делать массаж и заниматься гимнастикой во время скачков развития ребёнка?
Ответ на этот вопрос зависит от того, на каком этапе застал вас очередной скачок. Если вы уже достаточно давно начали курс массажа и этот процесс стал привычным для ребёнка, продолжать можно смело. Процедура не только не ухудшит ситуацию, но и поможет ребёнку. Знакомые ежедневные ритуалы дают малышу возможность заняться чем-то привычным, сориентироваться в распорядке дня и успокоиться.
Однако если вы начали всего пару дней назад или только планируете курс гимнастики, лучше отложить его до тех пор, пока не минует кризисное время. Ребёнок сейчас и без того перегружен открытиями и незнакомыми ощущениями, дополнительные нововведения только усложнят прохождение очередного скачка.
Что делать, если скачки развития ребёнка не совпадают с календарём?
Многие родители беспокоятся о том, что развитие их ребёнка не идет в соответствии с «официальным планом». Например, скачки начинаются раньше или позже, чем описано в педиатрических календарях.
В этом случае стоит помнить о двух вещах. Первое — все сроки в таких календарях отсчитываются от предварительной даты родов — ПДР. Сама эта дата очень примерная и варьирование в неделю или даже две — это вариант нормы. Кроме того, если ваш малыш появился на свет раньше или позже ожидаемой даты, то и подсчёт необходимо вести иначе и опираться не на дату рождения, а на ПДР. Так, если ребёнок родился на 10 дней раньше ПДР, то отсчёт следует начинать с 10-го дня его жизни — то есть с той даты, которая была обозначена как ПДР гинекологом.
Второе, о чём важно не забывать — темп развития каждого ребёнка индивидуален. Ваш малыш может начать один скачок позже, а другой — раньше срока. Однако если расхождение с календарём слишком большое, лучше проконсультироваться с врачом.
Может ли ребёнок пропустить скачок развития?
Если ваш малыш клинически здоров и не имеет диагнозов, связанных с задержкой развития, пропустить скачок развития он не может. В некоторых случаях кризисные периоды могут проходить почти незаметно. Поведение малыша практически не меняется, он хорошо спит и хорошо ест, мало капризничает. Однако колоссальные изменения в его теле и восприятии мира происходят всё равно.
Мой ребёнок как будто все время в кризисе — это нормально?
У детей с налаженным режимом сна и бодрствования «постоянного» кризиса обычно не происходит. Несмотря на то, что в первые полтора года скачки развития у ребёнка происходят буквально друг за другом, острый период длится всего несколько дней.
Если же капризы, нарушения сна и плохой аппетит, по вашим ощущениям, не прекращаются — это вряд ли связано с кризисом как таковым. Эксперты рекомендуют заблаговременно научиться укладывать ребёнка спать до того, как он слишком перевозбудится. Кроме того, стоит проверить, высыпается ли малыш. Если у вас возникли сомнения или побороть «кризисное» состояние не удается, стоит обратиться к специалисту.
Откуда берутся данные для расчёта графика скачков развития?
Календарь (или таблицу) кризисов составили профессор Франс Плой и доктор Хетти Вандерейт. Оба психолога посвятили свою карьеру изучению раннего развития детей. Эксперты опубликовали книгу, известную в России под названием «Капризничает? Значит развивается!».
Тандем специалистов в течение 25 лет проводили масштабное исследование. Анализ данных позволил с точностью до недели определить сроки тех самых скачков развития ребёнка. Данные также подтвердили шведские и испанские исследователи.
Подведём итог
Терпение и системность — это то, чем стоит запастись родителям малышей. Пережить череду кризисов непросто, однако ваше спокойствие и следование заведённому распорядку дня поможет свести к минимуму количество наиболее трудных дней. Одни и те же действия, повторяющиеся каждый день в одно и то же время, облегчат сложные периоды даже высокочувствительным крохам.
Не стоит переживать, если развитие вашего малыша не совпадает с установленным календарем — расхождение в неделю абсолютно нормально. К тому же расчёт ведётся от дня ПДР, а не от фактического дня рождения ребенка.
Главное — дарить малышу достаточно внимания и любви. Помните, что он проходит через сложный, непонятный, а порой и пугающий его период. Ваши помощь и поддержка сейчас нужны ему особенно сильно!
Отзывов нет. Вы можете быть первым, кто оставил отзыв.